ПМК «Социомониторинг» в общеобразовательной школе

Манокина Е. В.

С программно-методическим комплексом «Социомониторинг» я знакома с 2002 года. Работая педагогом-психологом в школе, прошла курсы в Институте развития образования, а образовательное учреждение приобрело на мое рабочее место программно-методический комплекс. На тот момент считаю, что мне крупно повезло: в лаборатории мониторинга Института развития образования работал авторский коллектив – Ольги Ефимовны Хабаровой, Антона Владимировича Балкина, Ивана Александровича Кузьмицкого, а чуть позднее – и Марины Николаевны Алексеевой (Костериной). Все они – увлеченные, творческие, работающие на энтузиазме люди. Посещая первый раз курсы, многого не понимала. Было непривычно слышать такие термины, как «эллипс», «доминанта», «хронотоп», «гендер». Но после интерпретации множества экранных форм компьютерной программы – «картинок», схем и диаграмм – появилась огромная заинтересованность и желание изучить, понять, использовать данное средство.

При наличии программы на рабочем месте не было технической возможности использовать ПМК «Социомониторинг»: приобретение компьютера задерживало, но я добросовестно делала замеры два раза в год в каждом классе, используя бумажные носители. Позднее, когда техника появилась, все собранные мной ранее данные были введены в программу, и школа получила сразу же не только текущие сведения, но и всю предшествующую историю развития социальной ситуации в каждом классе.

В 2006 году я возглавила другое образовательное учреждение. На административном совете мы решили приобрести программу, обучить психолога и оборудовать рабочее место. Значимость данного программно-методического комплекса для меня, как управленца, очевидна:

-          данный инструмент стандартизирован, использовать можно систематически;

-          результат обследования можно получить оперативно;

-          всегда можно обратиться к разработчикам ПМК «Социомониторинг» для консультации и разбора трудных ситуаций.

С 2007 года замеры в нашем образовательном учреждении проводятся систематически (два раза в год) во всех классах. А сегодня это 38 классов-комплектов. По результатам составляется отчет на каждый класс. Каждый классный руководитель имеет возможность познакомиться с данной информацией, обратиться за разъяснениями и консультацией, при необходимости, к школьному психологу. Этот метод позволяет быстро, оперативно получить информацию о школьниках – дезадаптантах, лидерах (как положительных, так и отрицательных), лидерских группах, взаимоотношениях внутри класса, работе классного руководителя, его влиянии на класс. Данные социомониторинга всегда используются при подготовке совещаний по преемственности. Доступ к информации ограничен. Ее может получить директор, психолог, классный руководитель, при необходимости – заместитель директора по внеклассной работе. Конечно, с помощью ПМК «Социомониторинг» можно контролировать работу классного руководителя, но такой задачи мы не ставим. Гораздо важнее оказать помощь в работе с классом. Сегодня мы достаточно широко применяем программно-методический комплекс:

-          при подготовке педагогического совета по преемственности,

-          на семинарах классных руководителей,

-          для индивидуальных консультаций классных руководителей, родителей, обучающихся, педагогов,

-          при формировании 10 классов,

-          при подготовке к педагогическим консилиумам.

Консультационная работа с педагогами приносит свои результаты в том случае, если сам учитель заинтересован в помощи и дальнейшей работе. Если же учитель это делает формально, проблемы, естественно, не решаются. А наступающие кадровые перемены не дают возможности иногда принимать правильные управленческие решения.

Информация, получаемая с помощью этого метода, очень важна и достаточно активно используется управленцами. Можно проанализировать состояние социальных процессов во всех классах школы. Видны особенности формирующихся норм отношений в ученической среде, интенсивность коммуникативных контактов, их эмоциональный фон. Постепенное, поэтапное внедрение социомониторинга позволит в дальнейшем использовать его как средство активного воздействия и управления динамикой социального климата внутри школы.