Зам. руководителя по УВР

Информационное обеспечение рабочего места заместителя по воспитательной работе

 Показатели преобладающего типа поведения учащихся всех классов школы (модель выпускника школы)
 Показатели меры включенности всех и каждого учащегося во внутришкольные отношения 
 Социально активные и социально пассивные классы 
 Трудно управляемые классы (причины и пути коррекции)
 Показатели социальной адаптации сирот, инвалидов, опекаемых, часто болеющих учащихся 
 Полная картина по всей школе детей группы “риска” (стоящих на учете в КДН)
 Структура и особенности контингента учащихся с феноменом школьной дизадаптации во всех классах 


Место ПМК «Социомониторинг» в системе работы заместителя директора по начальной школе

С 2004 года педагогическим коллективом школы осуществляется научно-методическое сотрудничество с Ярославским областным Институтом развития образования по освоению метода ПМК «Социомониторинг».
Деятельность по использованию этого метода в начальной школе обеспечивается непосредственно заместителем директора: функции метролога, социального педагога, аналитика и проектировщика осваиваются в рамках данной должности.
В начальном звене мониторинг состояния социальных процессов во всех учебных группах проводится два раза в год. По мере необходимости дополнительно проводятся внеплановые замеры в отдельных классах.
Управленческая деятельность заместителя директора по начальной школе осуществляется на основе объективной педагогической, социально-демографической, социально-педагогической и медицинской информации.

О влиянии классного руководителя на формирование ученического коллектива (из опыта работы)

В основном результаты замеров демонстрируют довольно благополучную картину: нет высокого процента дизадаптации и социальной напряженности. Профили во всех учебных группах основном 1 типа. По нашему предположению, таким результатам благоприятствуют условия сельской школы: дети и педагоги хорошо знают друг друга, многие живут по соседству, видят и общаются друг с другом в открытой сельской среде.
Поэтому при визуальном просмотре данных каждого следующего общешкольного замера взгляд эксперта невольно останавливается на тех результатах, которые чем-то особо отличаются от большинства других. На одном из таких примеров мы остановимся подробнее, так как он относится к периоду, когда школа переживала значительные трудности: ежегодно менялись директора, произошло расформирование соседней школы, из которой в нашу, Григорьевскую, влилась часть нового коллектива и пришли новые ученики.
Замеры по социомониторингу достаточно хорошо отражали эти сложные для детей и взрослых процессы, но предъявить их было некому, так как не было заинтересованного человека, имеющего возможность как-либо повлиять на ситуацию.
При появлении постоянного директора ситуация стабилизировалась: Ольга Германовна Поваренкова внимательно изучила отчет по результатам социомониторинга и обратила внимание на один из классов начальной школы, который «выпадал» из общей положительной картины.

Опыт внедрения ПМК «Социомониторинг» в ГБОУ СОШ № 26 города Москвы

О программно-методическом комплексе «Социомониторинг» в нашей школе было известно давно, но только в 2010 году мы приступили к его целенаправленному освоению и внедрению. Первоначально представители школы посетили несколько семинаров, проводимых в Москве, на которых обсуждались перспективы внедрения ПМК «Социомониторинг» в практику образовательных учреждений. В 2011году комплекс был приобретен, и в настоящий момент специалисты школы работают по его освоению. Постепенно начал накапливаться опыт использования данных, полученных в результате проведения замеров, в работе структурных подразделений школы, отдельных педагогов и воспитателей.

В течение прошлого года замеры во всех учебных группах были проведены дважды, в некоторых группах – по 3-4 раза, в зависимости от результатов и наличия проблемных ситуаций в группах. В марте прошлого учебного года автором метода О. Е. Хабаровой в школе был проведён трёхдневный семинар по вопросам внедрения комплекса в систему работы всего учреждения. Целевой аудиторией явились: все заместители директора школы, руководители структурных подразделений, психологи и социальные педагоги.

Стиль общения учителя начальной школы как «текст», нормирующий мышление детей

В школе социальная ситуация развития определяется состоянием социальных процессов и отношений детей и взрослых, организованных для взаимодействия друг с другом посредством учебной группы. Живое слово учителя обращено к детям, объединенным в единое социальное образование, формальное имя которому – «класс». В большом словаре по социологии класс (от лат. classis – разряд, группа) – это совокупность, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками.

Таким общим признаком, объединяющим учащихся одного и того же класса, является возраст. В исключительных случаях к признаку возраста добавляется та или иная характеристика психо-физиологического состояния детей, связанная либо с уровнем развития психики, либо с состоянием здоровья. В любом случае объединение детей в учебную группу – класс – есть не что иное, как процесс классификации, т.е. отнесение к одной группе (классу) некоторых детей из большого множества на основании присущего всем им одинакового признака – одинакового возраста.