|
Акилова В. Н. В школе № 56 г. Ярославля в границах деятельности заместителя директора по начальному звену находятся 19 классов, что составляет 46% от общего числа всех учебных групп. Основными объектами управления в начальной школе являются: · деятельность педагогических кадров, · учебно-воспитательный процесс, · комплектование начальной школы, · работа с родителями, · деятельность учащихся В период начального школьного возраста у детей формируются основные учебные навыки, закладываются нормы и правила поведения в условиях организации, формируются новые стороны нравственных качеств ребенка и этики поведения в общественных местах. От того, насколько качественным будет управление учебно-воспитательным процессом в начальной школе, во многом зависит качество образования в среднем и старшем звене. Поэтому приоритетными направлениями образовательной деятельности в начальной школе являются: клиентно-ориентированный подход, выстраивание личностно-ориентированных технологий обучения, формирование нравственной, правовой и экологической культуры учащихся. На схеме 1 представлена организационная структура объекта управления заместителя директора по начальной школе. С 2004 года педагогическим коллективом школы осуществляется научно-методическое сотрудничество с Ярославским областным Институтом развития образования по освоению метода ПМК «Социомониторинг». Деятельность по использованию этого метода в начальной школе обеспечивается непосредственно заместителем директора: функции метролога, социального педагога, аналитика и проектировщика осваиваются в рамках данной должности. В начальном звене мониторинг состояния социальных процессов во всех учебных группах проводится два раза в год. По мере необходимости дополнительно проводятся внеплановые замеры в отдельных классах. Управленческая деятельность заместителя директора по начальной школе осуществляется на основе объективной педагогической, социально-демографической, социально-педагогической и медицинской информации. Схема 1. Организационная структура управленческой деятельности заместителя директора по начальной школе № 56 г. Ярославля
В связи с этим одной из основных задач является создание системы мониторинга и системы информационного обеспечения деятельности заместителя директора в целях качественной подготовки и принятия им управленческих решений по всем направлениям работы начальной школы. На схеме 2 представлены структура и связи основных элементов информационного пространства заместителя директора по начальной школе. Схема 2. Формирование информационных ресурсов в начальной школе Управленческое решение очень часто необходимо принять безотлагательно, в самый короткий срок. Схема информационных ресурсов позволяет представить, сколько потребуется времени для сбора информации о конкретном ребенке от тех субъектов образовательной деятельности, кто, так или иначе, соприкасается с ним в процессе обучения. Сведения, получаемые путем традиционных методов: педагогических наблюдений, сбора персональных данных из различного вида отчетности, посещения уроков и мероприятий, собеседования и т.д. – достаточно разнородны, а достоверность такой информации, зачастую, относительна, так как везде присутствует человеческий фактор. Отдельные источники представляют собой информацию не в целом о текущей образовательной ситуации ребенка, а по некоторым направлениям, или аспектам. При этом крайне сложно строить на ее основе однозначные выводы. Программно-методический комплекс «Социомониторинг» является одним из инструментов, позволяющих получить целостную, достоверную и многогранную информацию о таком сложном и динамическом объекте, как «ребенок в социальной образовательной среде». Этот метод в системе информационных ресурсов завуча начальной школы является основным. Социомониторинг позволяет наблюдать процессы социализации учащихся на разных уровнях: индивидуальном, групповом и общешкольном. С его помощью можно отследить динамику социальных процессов за несколько лет, выявить конкретных детей и ученические коллективы, которым нужна безотлагательная социально-педагогическая и психологическая помощь. Данный метод даст возможность глубже разобраться в причинах той или иной неблагополучной ситуации. ПМК «Социомониторинг» позволяет в процессе управления социальной образовательной средой наблюдать за состоянием следующих характеристик: · показателями преобладающего типа поведения учащихся всех классов начальной школы; · показателями меры включенности всех и каждого учащегося во внутригрупповые отношения; · мерой социальной активности (пассивности) классных коллективов; · мерой социальной управляемости классных коллективов, с определением причин высокой социальной динамики и путей стабилизации социальных процессов; · показателями социальной адаптации детей-сирот, инвалидов, опекаемых, часто болеющих учащихся; · показателями актуального состояния адаптации детей группы социального «риска» (стоящих на различных видах учета); · показателями структуры и особенностей социальных позиций контингента учащихся с феноменом школьной дизадаптации во всех классах; · и мн.др. На основе этой информации принимаются очень важные управленческие решения по улучшению социальной адаптации детей «группы риска», в том числе сирот, инвалидов, опекаемых, часто болеющих детей. ПМК «Социомониторинг» активно используется заместителем директора по начальной школе в управлении учебной деятельностью, что позволяет оперативно получить следующую информацию: · общая функциональная активность класса и каждого учащегося в отдельности; · актуальное состояние мотивации детей на пребывание в учебном процессе; · характеристики темпа работы учащихся на уроках; · характеристики процесса переработки информации учащимися во время уроков (объем, качество, последовательность, результативность); · причины положительных и отрицательных учебных результатов; · объекты первоочередного контроля в отдельных классах; · аналитическое обеспечение решений педсоветов по корректировке деятельности педагогов в конкретных классах; · аналитическое обеспечение задач всеобуча; · наблюдение педагогических стилей управления детским коллективом классных руководителей. Анализ показателей общей функциональной активности класса, в том числе характеристики темпа работы учащихся на уроках, характеристики процесса переработки информации учащимися во время уроков (объем, качество, последовательность, результативность), с учетом данных, полученных с помощью других инструментов сбора информации, позволяет выявить причину положительных и отрицательных учебных результатов. На рис. 3 представлен результат наблюдения стилей руководства классными коллективами с помощью ПМК «Социомониторинг». На основе данной объективной информации на уровне заместителя директора начальной школы принимались управленческие решения по планированию персонального контроля деятельности педагогов в отдельных классах, проведению индивидуальных собеседований и педагогических консилиумов по корректировке работы педагогов в конкретных классах, инспектированию отдельных видов деятельности всех участников образовательного процесса, по педагогическому проектированию организации работы учащихся. Вместе с тем принимались административные решения по переформированию класса на следующий год обучения, созданию специальных классов, в том числе классов педагогической поддержки, а также решения по кадровым вопросам, которые позволяли повысить качество обучения и воспитания в отдельных случаях и в целом в начальной школе. ПМК Социомониторинг дает возможность отслеживать влияние учебных нагрузок на школьников, проектировать изменение социально-педагогической ситуации в классных коллективах, выявлять наилучшие образцы стилей классного руководства для организации системы наставничества. Данные социомониторинга активно используются заместителем директора начальной школы при педагогическом консультировании родителей учащихся, проведении коллективных воспитательно-образовательных бесед на родительских собраниях, а также при разработке перспективных стратегических направлений развития образовательного процесса в начальной школе. С 2011 года данные социомониторинга используются нами для диагностики результатов ФГОС наряду со многими другими диагностическими средствами. Рис. 3. Исследование педагогических стилей управления детским коллективом
|