Дон Кихот в классе или Куда девать «нестандартного ребёнка»?

 Автор Людмила ПОЛОНСКАЯ

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

Куда девать «нестандартного ребёнка»

Все десять лет школьной жизни были для меня законченным кошмаром. Отношения в классе в основном сводились к бесконечным дракам и бойкотам двух группировок со своими вожаками во главе. Чтобы стать членом группировки, нужно было понравиться «атаману», то есть грубо подольститься к нему. Я же упорно не вписывалась в обе «стаи». Счастьем для меня был грипп, когда можно было спрятаться с головой в книжки и забыть о гражданской войне в этом проклятом классе. Увы, слова «дезадаптант» я тогда не знала. Программно-методического комплекса «Социомониторинг», разработанного в Институте развития образования Ярославской области, ещё не существовало. У моей классной руководительницы был свой испытанный метод воспитания – прогнать ребёнка сквозь строй смеющихся над ним товарищей, чтобы ему стало стыдно. Случаен ли тот факт, что больше половины моих одноклассников либо погибли от алкоголя, либо полжизни провели в заключении?

ДЕТСТВО В СЕРЫХ ТОНАХ

На занятии по рисованию в Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» дети рисуют различные линии. Педагог Мария Григорьевна Дрезнина рассказывает им, что линии, как и люди, бывают не только прямые или извилистые, но ещё и с разными характерами: весёлые и печальные, хитрые и злые, добрые и глупые. Десятилетняя Саша рисует весёлую линию, но почему-то берёт для неё серый и коричневый фломастеры. «Это цвета детства», – говорит девочка, и её глаза наполняются слезами. Грязная полоска соскакивает с прямой лыжни и теряется в пространстве бумажного листа… Большинство произведений мировой литературы – о трагедии людей, не укладывающихся в чужие правила поведения и систему взглядов. Дезадаптантами были и Дон Кихот, и Чацкий, и Мастер, и Остап Бендер. А знаменитое цветаевское: «В Бедламе нелюдей отказываюсь жить, с волками площадей отказываюсь выть»! В лучшем случае о таких говорят: «Родились не в своё время», в худшем – подвергают насмешкам и издевательствам. Их удел – непонимание и одиночество. Они были и будут всегда. Но ведь они не посланы на Землю инопланетянами, они оттуда же родом, что и все остальные, – из детства. Первокласснику, впервые переступающему порог школы, ещё невдомёк, что школа – это маленькая модель государства. В государстве есть строго установленные нормы, которые нужно неукоснительно выполнять. Право следить за исполнением этих норм в школе предоставлено директору, который, в свою очередь, наделяет им своих «наместников» – классных руководителей. Те выстраивают отношения в классе согласно требованиям, принятым в школьном царстве-государстве, и собственным человеческим качествам: культурному уровню, кругозору, интеллекту, представлениям о нравственности и этике. Повезло тем, кто попал к творческим учителям, которые способны превратить урок в маленький спектакль, втягивая всех в его действие. Но чаще всего «классная» замучена семьёй и нищенской зарплатой, и то, что происходит в классе, её не очень волнует. Для неё главное, чтобы дети принесли сменную обувь, вовремя пообедали и сдали деньги на мероприятие, и, конечно, уроки выучили. Подумаешь, поссорились, кто-то кого-то обозвал – дети же, можно смотреть на это сквозь пальцы. Для неё класс – это схема, где каждый «винтик» должен быть на своём месте. На самом деле между этими «винтиками» происходят такие драмы, ими владеют такие страсти, которые не снились и Шекспиру. И если классный руководитель не вмешивается в процесс общения, то класс начинает жить своей жизнью. Возникают стихийные группы, ведомые неформальными лидерами, столкновения интересов, выяснения отношений с мордобитием где-нибудь на школьных задворках. И, конечно, выявляются маленькие «козлы отпущения», для которых приходить в этот ад – ежедневное мучение. Им остаётся либо замкнуться в себе и искать какие-то отдушины вне школы (не исключено, что это будет дурная компания или наркотики), либо переходить к открытой форме протеста – паясничать и хулиганить. …Передо мной – график, испещрённый красными и синими штрихами. Это – схема класса, где каждому ученику соответствуют синий и красный столбики. Синий означает отношение одноклассников к конкретному ребёнку. Красный называется «жизненная энергия персоны» – он показывает интерес того же школьника к другим детям, желание общаться с ними. Показатели располагаются относительно горизонтальной линии, символизирующей полное равнодушие. Если оба столбика тянутся вверх и почти равны по высоте, значит, с этим ребёнком всё в порядке – его принимают в классе, с ним легко дружить, и он так же ровен в общении со всеми. Если же красный столбик рванул вверх, намного опережая синий, – перед нами яркий лидер, который хотел бы владеть вниманием большинства. Вот на графике вспыхивают несколько столбцов огненного цвета: значит, в классе назрела «революционная ситуация», и одна социальная группа стремится взять верх над другой. А вот два синих столбика нырнули вниз, под линию замерзания, – перед нами отверженные, дезадаптанты. Хуже всего, когда оба столбца внизу: это «чужак», который и сам отвергает всех. – Каждому ребёнку – участнику проводимого в классе исследования – вручаются специальная инструкция и карточка частоты общения с партнёром, – объясняет психолог медико-психолого-педагогического центра «Пресненский» Центрального округа Москвы Екатерина Перепелицына. – Пользуясь условными обозначениями карточки, он отмечает, с кем из товарищей легче или труднее всего общаться, к кому он равнодушен, к кому просто испытывает интерес. Вся работа проходит строго конфиденциально. На основе этих замеров с помощью компьютера составляется график. Он – всего лишь SOS, крик о помощи, самое трудное начинается потом…

НАКАНУНЕ «РАЗБОРКИ»

Мария Григорьевна предлагает детям придумать свои характеристики для линий графика. Дети выкрикивают наперебой: «Нелепая! Прыгучая! Фантастическая!» А тихая и странная девочка Катя, о которой ребята говорят: «Она у нас дурочка, даже говорить не умеет», – вдруг взяла да и выпалила: «Сообразительная линия!» «Смотрите, какая умница наша Катя! Ну-ка давайте все нарисуем сообразительную линию!» – говорит Мария Григорьевна. Дети послушно берутся за фломастеры. И Катя вся светится от счастья – вот вам и дурочка... Программно-методический комплекс «Социомониторинг» родился 18 лет назад на экспериментальных площадках школ Красноярска под влиянием идей академика, кандидата педагогических наук Виталия Кузьмича Дьяченко и его теории коллективного способа обучения. В 1995 году проект был поддержан президентской программой «Дети России» при научном посредничестве доктора медицинских наук, профессора Московского городского психолого-педагогического университета, руководителя отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Н.В. Вострокнутова. В комплексе использованы элементы фундаментальных теорий В. Бехтерева, П. Сорокина, Я. Морено, М. Бахтина, А. Ухтомского… Сейчас в эксперимент вовлечены школы Ярославля, а также около двух десятков учебных заведений Москвы. – Природа феномена школьной дезадаптации – не психологическая, а социальная, – считает автор методики, руководитель лаборатории мониторинга Института развития образования ГОУ Ярославской области Ольга Ефимовна Хабарова. – Ребёнок не виноват в том, что он не вписывается в коллектив. Просто его социальные нормы не соответствуют нормам, принятым в данном сообществе детей. Не исключено, что в другом социуме к нему отнесутся иначе. И лечить или «исправлять» его совсем не нужно. По мнению Ольги Ефимовны, присутствие дезадаптанта – как лакмусовая бумажка: оно помогает понять моральное состояние класса. Стоит перевести страдальца в другой класс или школу, как тут же возникнет новая жертва. Значит, сам класс – это зона риска, результат недоработки учителя. Ответственность целиком лежит на взрослых. Именно они должны устанавливать социальные связи с каждым учеником, сглаживать противоречия между детьми, включать их в полезные дела или игры, отвлекающие от «разборок», то есть выстраивать этику общения в классе. Тактичный, бережный контакт нужно устанавливать уже с первого класса: сначала с каждым ребёнком (и особенно деликатно – с ершистой «камчаткой»), затем с парами детей, с компаниями. Важно не закреплять за ними постоянное место в группе, как когда-то в октябрятских звёздочках, а вовлекать в разные виды деятельности с другими детьми. Индивидуальные консультации у психолога показаны не только «нестандартному» ребёнку (желательно – вместе с родителями), но и всем остальным. Включая и педагогов. – Если бы директора школ знали о нашей методике, то меньше было бы несчастных детей, – говорит Ольга Вячеславовна Царёва, руководитель социологического отдела Центра психолого-медико-социального сопровождения «Мир», который успешно действует по методу социомониторинга в школах Северо-Западного округа Москвы. – Но даже те, кто работает с нами, не всегда готовы что-то кардинально менять. Некоторые директора нас сами находят: «Помогите, дети нас не слушают, на уроках хаос». Мы проводим замеры, говорим со школьными психологами, советуем, на что обратить особое внимание. А «хаос» только ещё хуже. Взрослым некогда, им лишь бы учебный план вовремя выполнить. В этом случае повторное исследование проводить бессмысленно. Вот два распространённых примера. Новичок – ребёнок из бывшей союзной республики, с трудом говорящий по-русски. Его не принимают в коллективе, смеются над ним, дразнят «чуркой». Он, конечно, огрызается, дерётся, воспринимает это как унижение его национального достоинства, его рода, семьи. Девочку коробит то, что товарищи ругаются матом – ведь в её семье это немыслимо. Она нервничает, внимание рассеивается, успеваемость снижается. Учителя не обращают внимания: все так сейчас говорят, это уже даже не считается оскорблением. Обстановка в классе становится всё более напряжённая, нервозная... А нужно всего-то исключить слова, несущие агрессию, из лексикона детей, наложить на них строгое табу. Сказать жёстко и твёрдо: у нас таких слов нет. И следить за ситуацией, чтобы подобные конфликты не повторялись. К чему могут привести столкновения в замкнутом школьном пространстве, мы прекрасно можем видеть на многочисленных американских примерах: затравленный, доведённый до белого каления «волчонок»-дезадаптант берёт оружие и расстреливает своих одноклассников…

КЛЮЧ К ПОТАЙНОЙ ДВЕРЦЕ

Группа ребят побывала на экскурсии в ГМИИ им. А. Пушкина. Маленькая Диана особенно пристально разглядывала ассирийские скульптуры. Потом на занятии по рисованию дети изображали узорчатые снежинки и давали им названия. Диана долго не могла начать рисунок, задумчиво сидела над чистым листом. Потом вдруг взяла краски и за минуту нарисовала причудливо переплетённый орнамент. «Это старинный ассирийский узор, я его впервые сегодня увидела, – сказала она гордо. – Я даже и не знала, что мы такой древний народ». Саша, Катя и Диана – ученицы пятого класса, участницы одной из многочисленных художественных акций, проводимых талантливым педагогом и художником Марией Григорьевной Дрезниной в рамках социомониторинга, в сотрудничестве со специалистами центров «Пресненский» и «Мир». Она организует семинары и обучает своей методике школьных учителей, работающих и с обычными детьми, и с теми, кто отстаёт в развитии, имеет проблемы с речью. Суть таких акций – в процессе рисования пробудить скрытые резервы детской души, подтолкнуть ребёнка к творческому мышлению, поднять его самооценку. Она словно открывает невидимым ключиком потайную дверцу, за которой – иные, невостребованные грани его личности. В первых и пятых классах – самое сложное, переломное время – проводится целое действо под названием «Земля, на которой мы живём». Одноклассники и их родители рисуют на кусочках бумаги символы своих ценностей, своё «самое важное». Для замученных работой взрослых это чаще всего море, пляж или пальмы, а для детей, ещё не скованных жёсткими рамками бытия, – любые завихрения фантазии. Бывает, что ребёнок начинает рисовать человека, «из которого льётся кровь», но тут же зачёркивает свой ужастик, и на ватмане появляется что-то более мирное. Случаются потрясающие прозрения и с родителями. Так, один папа нарисовал свой дом и семью и окружил колючей проволокой, «чтобы защитить их от зла…». На следующем этапе нужно наклеить свои «ценности» на огромный ватман – «землю», а затем закрасить общее «небо». Если малыши не достают до «неба», папы сажают их на плечи. В результате возникает единая мозаичная картина мира, к которой все участники придумывают свои названия. И обязательно отмечают понравившиеся чужие рисунки. То есть осознают, что рядом с твоим «главным» всегда будет соседствовать Петино или Олино «главное», совсем не похожее на твоё. По мнению специалистов, любой хороший педагог, математик или химик, сможет проводить творческие акции, встроенные в программу социомониторинга, но по своим предметам. Совместная работа служит очень важной функции – коммуникативной. Это попытка подружить семью и школу, больших и маленьких. После такого урока родителей можно привлекать к школьным забавам, они будут участвовать в них с удовольствием. Дети уже не станут дразнить Диану или Катю, ведь есть что-то, что они делают лучше всех. Но окончательный результат – что теперь всё в порядке – покажет только повторная диагностика проблемного класса. Социомониторинг пока ещё не начал своё победное шествие по учебным заведениям страны. Эксперимент находится в стадии завершения. Мы обязательно будем следить за его ходом и судьбами маленьких героев. Мы верим, что их «цвета детства» обретут светлые, радостные оттенки.

Ссылка на статью